Банк России подготовил и вынес для общественного обсуждения и сбора предложений доклад «О концептуальных подходах к регулированию вопросов листинга и включения облигаций в котировальные списки». Итогом обсуждения доклада может быть выработка мероприятий по реформе листинга.
В докладе отмечается, что в отличие от сформированного многолетней практикой восприятия листинга акций инвесторами и эмитентами, на рынке облигаций этот процесс далек совершенства и само понятие листинга может сильно варьироваться даже от биржи к бирже.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет листинг ценных бумаг как включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи.
Сам список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, разделен на три уровня: котировальные списки первого и второго уровней и некотировальная часть списка, представленная третьим уровнем.
Законодательством Российской Федерации биржам делегировано право устанавливать дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные писки, а также принимать решения о включении ценных бумаг в некотировальную часть списка.
Биржи обязаны осуществлять контроль за соответствием допущенных к торгам ценных бумаг и эмитентов (обязанных лиц) правилам листинга бирж.
Однако на практике имеют место случаи формального подхода биржи к включению ценных бумаг в премиальный котировальный список, поэтому включение ценных бумаг того или иного эмитента в листинг (котировальный список) не может являться полноценной гарантией отсутствия у эмитента нарушений того или иного рода или служить окончательным подтверждением инвестиционной привлекательности. Неподготовленные инвесторы воспринимают листинг в качестве достаточного условия для инвестирования.
Авторы доклада рассматривают разные подходы к реформированию листинга и предлагают участникам рынка ответить на ряд конкретных вопросов:
1. Какова должна быть ответственность биржи за расхождения между декларируемыми принципами и правилами включения облигаций в листинг и практическими действиями по листингу ценных бумаг (например, при выявлении факта наличия некачественных облигаций в листинге)?
2. Следует ли вынести в нормативное регулирование Банка России вопросы управления конфликтами интересов в деятельности бирж при осуществлении процедур листинга ценных бумаг?
3. Считаете ли вы целесообразным кардинальное сокращение нормативного регулирования допуска облигаций к организованным торгам и делегирование биржам полномочий в части установления требований к допуску облигаций к торгам и включению их в котировальные списки?
4. Считаете ли вы целесообразным перейти к индивидуальному позиционированию каждой биржей содержания листинга и его уровней?
5. Считаете ли вы избыточным деление котировального списка для облигаций на два уровня?
6. Следует ли, по вашему мнению, внести изменения в законодательство, предусматривающие наличие одного «премиального» котировального списка для облигаций и списка облигаций, допущенных к обращению на организованных торгах?
7. Что, исходя из ваших инвестиционных потребностей, вы хотели бы видеть в качестве требований к включению облигаций в премиальный список?
8. Считаете ли вы целесообразным отказ от понятия котировального списка для облигаций и переход к использованию единого списка (листинга) для облигаций с возможностью сегментации рынков облигаций по решению бирж?
9. Считаете ли вы более правильным сохранить действующий режим листинга облигаций с разделением списка облигаций на три уровня?
10. Считаете ли вы целесообразным установление в нормативном акте Банка России или в правилах биржи требования о наличии кредитного рейтинга эмитента (выпуска) облигаций определенного уровня в качестве условия для включения / поддержания облигаций в котировальный список?
11. Считаете ли вы целесообразным установление дополнительных требований к аудиторским организациям, осуществляющим аудит финансовой отчетности эмитента облигаций, в качестве одного из критериев для включения / поддержания облигаций в котировальном списке?
Банк России ожидает комментарии и предложения по докладу до 30 июля 2018 года.